Философия права (краткая учебная программа)

Изучение философии права введено в систему общеобязательных юридических дисциплин для студентов магистратуры по направлению юриспруденции. Автор разработал не все, но некоторые существенные вопросы, учитывая и корректируя опубликованные учебники и учебные пособия.

Составил краткую примерную учебную программу для учебных пособий.

Некоторые философские вопросы уголовного права введены проф. М.Х.Рустамбаевым.

Данная примерная краткая учебная программа рекомендована для студентов магистратуры юридических факультетов и институтов.

Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г. I. ПРЕДИСЛОВИЕ. 1.1. Цель и задачи преподавания науки. В процессе глубокого преподавания специальных дисциплин студентам – магистрантам важные значение имеет философии права. Через эту науку у студентов появляется возможность связать изучение юридических наук с философским анализом права и его закономерностями.

Задачами дисциплины «Философия права» являются следующие: а) определение сущности, качественных признаков и критериев права, единство и различие права и закона, философских корней правовых взглядов; б) анализировать системаобразующих субстанциональных элементов правового бытия (правовой жизни); в) раскрытие субстанциональных, универсальных, структурных, детерминационных и функциональных закономерностей – всеобщих взаимодействий правового бытия; г) объяснение путей познания правовых ценностей и обучение научных методов познания права. 1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам по учебной дисциплине в соответствии с ГОС. Каждый студент, обучающийся в магистратуре по специальности юриспруденции должен глубоко знать философию права, анализировать правовое бытие и его закономерности. Место и роль права в обществе имеет важные значение. Оно расширяет научное мировоззрение студентов. С этой целью поставлены следующие требования к знаниям учёбе и навыкам студентам: а) доскональное основание тем лекции и семинарских занятий включенны в программу; б) эффективное использование самостоятельной формы обучения. В самостоятельном изучении наук проблемные вопросы даются в связи с диссертационной темой студентов. в) активное участие на лекциях и семинарских занятиях, запись содержания лекций тетрадях и дополнять их используя основную рекомендованную литературу. г) полностью использовать литературу включенную в план во время подготовки семинарских занятий, обобщение поставленных вопросов на уровне требования. 1.3. Связь предмета с другими науками в учебном плане.

Глубоко изучаются юридические науки в системе образования магистратуры по специальности.

Поставленные вопросы в этих науках выполняют задачи как объектами преподавания философии права.

Следовательно, философия права изучается в связи с юридическими науками. Но темы в философии права не является темой для отраслевых юридических наук, которые охватывается отдельные правовые вопросы. А в философии права изучается общие картины и взаимодействия права в связи с её своеобразными, отдельными вопросами. 1.4. Применение компьютерных, информационных и других современных технологий обучения.

Изучение дисциплины осуществляется посредством использования традиционных и передовых методов преподавания : полемики, экспресс - опросов, тестовых опросов, программного обучения, проведения «круглых столов», деловых игр, коллоквиумов, проблемного обучения, использования технических средств обучения и др… II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Введение Тема: Предмет, структура и функции философии права.

Введение в научный оборот термина «философия права» и изменение ее предмета исследования в ходе истории.

Объект и предмет философии и права.

Отношение к бытию человека как правовое существо как основной вопрос философии права.

Философии права как наука изучающая правовое бытие в целостном виде и наиболее общих законов правового бытия как предмета.

Логическая структура философии права. Цель изучения правовых взглядов – поиск их философско-методологических основ.

Правовая онтология.

Правовая диалектика.

Правовая гносеология и аксиология . Полемика о методологии познания права.

Философские и нефилософские методологические уровни познания права. Место философии права в системе методологии права.

Соотношение философии права с теорией государства и права находящихся в системе нефилософского уровня методологии права.

Относительность методологического характера юридических наук в познании права.

Зависимость использования методов познания права от определенных пониманий и методологии.

Зависимость легистического и юридического подхода к праву в юриспруденции от их философского понимания.

Проявления понимания действительности как содержания абстрактного мышления, а понятиясуждения - умозаключения как её формы, и стиль мышления её сущности. Виды стиля мышления.

Диалектический стиль мышления и её этапы.

Стихийно-диалектическое, идеалистическо - диалектическое, материалистическо – диалектическое и диалектико-культурное понимание права как философской основы легистического и юридического подхода к праву. Связь философии права с философией и социальной философией.

Система юридических наук и место философии права.

Проявление юридико-мировоззренческих и методологических функций философии права через юридические науки.

Правовая идеология и философия права.

Значение философии права в формировании демократического гражданского общества. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЙ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ. Тема – 1. Философские корни правовых взглядов в древности и средневековье.

Понимание права в Древнем Востоке: верховенство религиозно-мифологических мировоззрений и начало наивно-светских взглядов.

Выражение в памятниках Древнего Египта вопросов правопорядка через мифологические божественные образы.

Разработка законов народов Древнего Востока и евреев опираясь на религиозной мифологии.

Обожествление правовых норм в учениях «Авесты» в Иране и Центральной Азии.

Теология как сильный фактор в определении законов в Древней Индии.

Религиозно-мифологическая форма изложения прав и обязанностей в эпических произведениях «Веде», «Упанишаде», «Рамаяне», «Махабхарате». Превосходство брахманизма в законах Ману.

Критика божественности закона и начало наивно-светского подхода к праву в школах Чорвака-локаята и буддизма.

Трактовка правовых норм в Древнем Китае во взглядах Конфуция опираясь на божественность морали. Во взглядах Лао Цзи выдвижение естественности права и естественного равенства.

Выступления Хан Фея против религиозной мистики в своем легистическом подходе к праву.

Обоснование права Древнем Востоке в связи с религиозной моралью.

Обычное право как основной источник. Опора на религиозную концепцию в судебной практике.

Периодизации в Древней Греции философских и правовых взглядов.

Мифологические подходы к праву в поэмах Гомера и Гессиода.

Взгляды семьи мудрецов и начало очищения от мифологического подхода к праву в законах Салона. Идеи о равенстве Пифагора и Фалси Халкидонского.

Начало стихийно-диалектического подхода к действительности в учениях Гераклита. Об источнике божественных законов для человеческих законов.

Превосходство натурфилософских подходов в правовых взглядах Демокрита. Выбор как мера человеческих знаний в подходах софистов, идея в учениях Платона и человека в политико-правовых учениях Аристотеля.

Переход Эпикура от атомистических воззрений к договорной интерпретации права.

Выдвижение стоиков фаталистических концепций естественного права. Опора римлян Лукреция и Цицерона на светское, а правоведы как Марициан на божественное содержание воззрений греков о естественном праве.

Превращение христианства в государственную религию.

Синтезирование идей Платона и Аристотеля в первоначальном христианстве.

Синтезирование Аврелия Августина неоплатонизма с христианством. Спор номиналистов и реалистов об универсии.

Теологическое и философско-правовые воззрения Фомы Аквинсокого.

Классификация законов. Его взгляды о государственной и церковной власти.

Формирование в средневековой Европе церковных (католических прав) законов из обычного права.

Ослабление католического права в Европе в период Возрождения.

Превосходство легистических, субъективно - идеалистических направлен-ности в политико-правовых взглядах Николо Макиавелли.

Религия ислама и связь философских и правовых воззрений мыслителей Центральной Азии в средневековья. Общие черты суфизма и шариата . Наличие пантеизма во взглядах Фарабия, Беруни, Ибн Сина и Навои.

Онтологическое и социально-философские воззрения Абу Наср Фароби как предпосылка в формировании его правовых взглядов.

Логическая установка в философских взглядах Абу Райхана Беруни, означавшее переход от первопричины к географической среде и от неё к человеческой общности и договору. Ибн Сина о человеческих общинах и потребностях к справедливому закону.

Взгляды А. Навои о справедливом государе и справедливом порядке. ТЕМА- 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ. В XVII-веке и начале XVIII века первоначальные философские точки зрения в понимании права в странах Европы.

Начало превращения философии эпохи Возрождения в Западной Европе натурфилософский, механический характер на основе расширения производства, достижений естествознания и открытий.

Распростронение в юриспруденции концепции естественного права и позивитизма.

Общественные изменения в XVII веке в Голландии.

Естественный подход к праву Г.Гроция.

Пантеистическая сущность естественно-правовых взглядов Б.Спинозы.

Англия в новое время.

Постановка опыта Ф.Бэконом как основа познания правовых явлений.

Выдвижение представителей дворян и церкви патриархальную концепцию власти по отношению к новым взглядом в юриспруденции.

Механический характер правовых взглядов Т.Гоббса. О свободе суверенной власти. Т.Гоббс как родоначальник буржуазного юридического позитивизма.

Борьба индепедентов в Англии за свободу вероисповедания.

Сенсуализм Дж.Локка. Его переход от общественного договора к огосударствлению естественных прав.

Деистический смысл понимания Дж.Локка как механическим состоянии правовых явлений.

Борьба С.Пуфендорфа, Х.Томазий, Х.Вольфа за очистку юриспруденции от христианства в Германии в эпохи просвещения.

Понимание Дж.Вико в эпохи Просвещения в Италии юридических законов в связи от фазы истории человечества.

Первоначальные философские точки зрения в понимании права в ХVIII веке и начала XX веке в странах Европы.

Субъективноидеалистический характер правовых взглядов Ч.Беккериа.

Полубожественный и светский характер политических и правовых взглядов Ф.Терокоповича, Н.Татищева, И.Т.Поселекова, М.М.Хербатова в России.

Начато превращение светским характером политических и правовых взглядов А.Н.Радищева и других просветителей.

Выдвижение концепции естественного права просветителей в борьбе против абсолютизма в Франции в первой половине XVIII-века.

Деистический характер правовых взглядов Ф.М.Вольтера.

Основание Ш.Л.Монтескьё географического направления в социологии. Его утверждение в деистическом позиции в области мировоззрении.

Деистический и механистический характер правовых взглядов Ш.Л.Монтескьё. Светская общность в философском и правовом воззрении Д.Дидро.

Выдвижение Г.Гельвецием поиска права в общественной среде.

Взгляды А.Гольбаха о естественной причинности в праве.

Пантеистический характер правовых взглядов Ж.Ж.Руссо.

Первоначальные понимании в правовых взглядах в Европе в конце XVIII –XIX веков.

Общественно-политическое обстоятельство в Германии в первой половине XIX века. Две ступеньки учения И.Канта. Его выводы о легитимности законов из проявления воли личной свободы соответствующего по нравственным правилам и внутренней императивности людей в его объективно идеалистических взглядах о «вещи в себе» и «вещи для нас», априорном и апостериорном знании, императивных правилах.

Вопросы субъекта и его активности в философских и правовых взглядах И.Фихте.

Составление исходной основы идеализма и диалектики философского учения в правовом взгляде Г.Гегеля. Три ступени познания: логика, философия природы и философия духа.

Переход абсолютного духа от субъективного (антропология, феноменология, психология) духа к объективному (право, мораль и нравственность) духу в философии духа.

Объективный дух как объективизации своей свободы абсолютного духа выход из субъективности.

Абстрактное право, мораль и нравственность как формы идеи права.

Возникновение исторической школы права в Германии в конце XVIII века.

Либерализм в политико-правовых взглядах в Западной Европе в первой половине XIX века.

Позитивистское учение О.Конта. Г. Спенсер и «социал дарвинизм». Влияние их учений на юриспруденцию.

Разнообразность исходных философских корней правовых взглядов М.Сперанского. Н.Карамзина, П.Пестальа и Н.Муравьева.

Продолжение Р.Ф.Йеринга формально-догматического направления в юридическом позитивизме.

Социологический подход Л.Гумпловича к государству и праву.

Первоначальные философские корни правовых взглядов Р. Штаммлера, Ж. Остина и Ф.Ницше.

Философские корни правовых взглядов в России и Туркестане во второй половине XIX века и начале XX века.

Возникновение диалектико-материалистического понимания права. ТЕМА-3. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ XX ВЕК. Общественные изменения в ХХ веке.

Необходимость рассмотрения стиля мышления в научной жизни.

Существование традиционного подхода к праву и формирование новых пониманий.

Неопозитивистский – легистический подход к праву и его субъективно-идеалистическое понимание.

Неопозитивизм как философское течение.

Позитивизм и его этапы. Виды неопозитивизма.

Юридический позитивизм как отрасль позитивизма. Часть юридического позитивизма: этатический позитивизм, феноменология права и антропологический позитивизм. Жон Остин и юридический позитивизм.

Этатический позитивизм как этап юридического позитивизма. «Юриспруденция понятий» как формально-догматическая юриспруденция. «Юриспруденция интересов». Классический юридический позитивизм.

Нормативизм или чистое учение о праве Г.Кельзена.

Аналитическая юриспруденция и учение Г.Харта как проявление логического позитивизма.

Феноменология права и её проявление: социологическая юриспруденция, правовой реализм и экзистенциалистическая концепция права.

Социологическая юриспруденция и её направления.

Австро-германская юридическая социология «живое право». Взгляды Е.Эрлиха о «живом праве». Юридическая социология французского солидаризма и институтционализма. Идея солидаризма Л.Дюги.

Концепции институтизации М.Оруи.

Инструментально прагматический подход или Американская социологическая юриспруденция. Р.Паунд об общественном контроле.

Правовой реализм: прагматический позитивизм.

Экзистенциалистическое понимание права.

Антропологический позитивизм: психологическая концепция права.

Объективно-идеалистическое и теологическое понимание права.

Неокантианская концепция права.

Неогегельянское направление в праве.

Онтологическая концепция Р.Марчича.

Религиозное понимание права.

Концепция «возрожденного естественного права». Материалистическо - легистическое понимание права в период социализма Советов и её ограниченность. ТЕМА-4. ДИАЛЕКТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ ВОЗНИКШЕЕ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И.А.КАРИМОВА КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА Принципы диалектического подхода к действительности.

Общество и его своеобразная специфика диалектического развития.

Гражданское общество.

Выдвижение И.А.Каримовым определяющей роли культуры в обществе.

Культурное бытие основа существования и развития социального бытия (общества). Четыре корреляционно-функциональных закона вытекающих из культурного бытия: закон материальной основы, закон социальной основы, законы управления и регулирования, закон гносеологической основы. Место правового государства в системе закона управления и регулирования как одна из корреляционно-функциональных законов.

Выполнение закона регулирования правовой культуры в системе культурного бытия. Закон социальной основы и право. Две концепции закона определяющий роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию и его методологическое значение в изучении права.

Определение исторических типов культурного бытия разнообразности цивилизаций.

Закономерности зависимостей юридических норм от уровня цивилизаций.

Системаобразующие субстанциональные элементы корреляционно-функциональной целостности культурного бытия.

Человек как главный субстанциональный элемент - субстрат культурного бытия и культурность права.

Осознанная потребность и интересы человека как мотив возникновения культурного бытия.

Потребность и интерес к праву.

Гносеологические основы возникновения культурного бытия и право.

Общественная деятельность как способ существования культурного бытия.

Результаты общественной деятельности и юридические законы.

Постановка И.А.Каримовым вопроса об основном содержании и сущности выбранного пути перехода к нормально-культурному развитию с путём эволюции и необходимость его философско-методологического обоснования: субстанциональные законы культурного бытия и юридические законы. Закон опережающего кругооборота культурного бытия или основное диалектическое направлении развитии общественной, в т. ч. правовой жизни.

Возвышение общественных потребностей как общественного культурно-субстанциональный закон и общественный, в т. ч. правовой прогресс.

Закономерность зависимости общественного, в т.ч. правового прогресса от культурного бытия.

Основная цель государства Узбекистана и деятельности Президента И.А.Каримова – установление культурных, в т. ч. правово-культурных ценностей. ЧАСТЬ II. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ ТЕМА – 1. СУЩНОСТЬ ПРАВА: ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЯДРО ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ. КРИТЕРИИ ПРАВА. Понятие правовой онтологии.

Правовая онтология как составная часть философии права.

Концепции о правовой культуре и их односторонности.

Правовая культура как составная часть, составляющая сущность правовой культуры.

Правовая культура как человек и им обработанная часть моментов правового предполагающего принуждения и соглашения в целях их гарантирования.

Правовая культура исходная начала диалектико-культурного понимания права.

Зависимость правовых процессов, тенденций от характера и уровня правовой культуры – ядро правовой жизни. Право как момент общественных отношений.

Качественное свойства право как вид отношений: равенство, справедливость и свобода, и диалектическая связь между ними.

Разнообразность и общность определений права. Право-это равенство, справедливость, свобода между субъектами, предполагающих основные связи – моменты общественных отношений на уровне принуждения и соглашения и их гарантирования. Право как диалектическое единство дозволения и запрета.

Естественные права и достигаемые права и их объективность. Право и закон.

Функционирования позитивного права как форма по отношению к объектному содержанию права.

Классификация права и его зависимость от структур общественных отношений.

Различие правового от неправового.

Проблема определения критериев право. Общий интерес и правового. ТЕМА-2. СТРУКТУРА ПРАВОВОГО БЫТИЯ (ЖИЗНИ): СИСТЕМАОБРАЗУЮЩИЕ СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО БЫТИЯ. Соотношение понятий «правовое бытие» и «правовая жизнь», «правовая сфера» и «правовая система». Споры в научной литературе по разделению составных частей правовой жизни.

Правовое бытие и проблемы её формы существования.

Правовая материя, пространства и время.

Проблемы существования правовой жизни (бытия). Субстанциональные элементы правовой культуры как системообразующие субстанциональные элементы правового бытия.

Правовые явления, которые непосредственно возникают в связи с субстанциональными элементами правового бытия.

Человек и его общности как правовое существо.

Проявление человека и его общностей как главной, интеграционный субстанциональный элемент – субъект-субстрат правового бытия.

Субъект права, его две стороны – правоспособности и дееспособности, и их диалектическая связь.

Правовая потребность и интерес как мотив (причина) и источники первого порядка возникновения правового бытия.

Соответствие и примирение интересов.

Правосознание, правопознание, правовая оценка, правовая цель и план как гносеологические основы правового бытия.

Правовая деятельность как способ существования правового бытия.

Творчество права и реализации её результатов как этапы правовой деятельности.

Результаты правотворчество - юридические нормы, группа, институты как официальный источник правовой жизни. Место и роль государство в творчестве и реализации право.

Взаимодиалектическое отношение законодательной, исполнительной и судебной власти.

Своеобразная видимость системообразующих субстанциональных элементов правового бытия в отраслях права.

Субстанциональные элементы существования и совершенствования уголовного права. ЧАСТЬ III. ПРАВОВАЯ ДИАЛЕКТИКА. ТЕМА-1. ЗАКОНЫ СУБСТАНЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО БЫТИЯ. Понятия правовой диалектики.

Учение правовой диалектики как составная часть философии права.

Классификация объективных юридических закономерностей.

Единство и различие между закономерностей развития и функционирования правового бытия.

Генетическое одно целое системообразующих субстанциональных элементов правового бытия как закон субстанциональной целостности.

Объективные юридические законы и зависимость правовых тенденций от характера и уровня этих законов.

Стихийность и планомерность в праве.

Проявление закона взаимного перехода количественных и качественных изменений диалектики через закона субстанциональной целостности правового бытия.

Количественное и качественное единство в правовом бытие как мерило его существования. Закон субстанциональной целостности правового бытия как составляющий механизм изменения в правовой жизни.

Проявление данного закона в уголовном праве.

Относительно качественно разделение субстанциональных элементов правового бытия на три этапа. Закон субстанционального опережающего кругооборота правового бытия.

Закономерные процессы в данном кругообороте порождающего первый этап второго, второе третьего и обеспечивающего третьего существования первого.

Составляющего корень данного закона эволюционного, нормального, культурного развития правового бытия.

Проявление закона единства и борьбы противоположностей в законе субстанциональном опережающем кругообороте правового бытия.

Противоречие между правовыми потребностями и правореализаций как основной источник субстанционально опережающего кругооборота правового бытия.

Дозволения и запрет в праве, объективности их упорядочения.

Диалектика соответствия дозволения и запретов в праве.

Прорастание на уровень конфликта несоответствия между нормами дозволения и запретов в праве.

Конфликт между правовыми потребностями и правореализацией как основной вид юридических конфликтов.

Происхождение юридических конфликтов в материальной, социальной, политико-правовой и духовной жизни общества. Общие пути разрешения юридических конфликтов.

Правонарушения как вид разрушения единство дозволения и запрета.

Причины правонарушений и пути их предотвращения. Место совершенствования законов и правового воспитания в предотвращении правонарушений. Закон возвышения правовых потребностей и направленность правового прогресса на основе диалектического отрицания.

Проявление субстанциональных законов опережающего кругооборота правового бытия и возвышения правовых потребностей в уголовном праве. ТЕМА-2. УНИВЕРСАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО БЫТИЯ. Проблемы сущности и явлении в системе универсальной взаимодействии правового бытия.

Критика марксистских воззрений о сущности права.

Сущность права и закон.

Правовые явления как проявления сущности права.

Классификация правовых явлений.

Диалектика взаимозависимости сущности и явления в праве.

Диалектика перехода от правовых явлений к их сущности первого порядка, и от него к сущности второго порядка и затем к сущности третьего порядка.

Первичные и вторичные, властные и подвластные юридические явления.

Правовые явления институты и случаи, связанные и несвязанные с процессом.

Значения использования от диалектики сущности и явления права.

Моменты отдельного, общего и всеобщего в системе универсального взаимодействия правового бытия.

Диалектика отдельное, общее и всеобщее в праве.

Верховенство общих сторон и связей права в отдельных правовых явлениях. Не повторяемость отдельных сторон и свойств в правовых явлениях.

Отражение тех или иных сторон отдельных явлениях общих правовых сторон и связей. Общие и своеобразные черты созидание системы правового бытия в Независимой Республики Узбекистан.

Проявление диалектики правового отдельного, общего и всеобщего во взаимодействии международных правовых актов, конституционных норм и отраслевых правовых норм.

Методологическое значение познания универсальных связей правового бытия. ТЕМА-3. СТРУКТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОГО БЫТИЯ. Значения познания структурных взаимодействий правового бытия.

Взаимодействие бытия и правового бытия как взаимодействия целого и элемента.

Взаимодействие социального бытия и правового бытия как взаимодействия части и элемента.

Взаимозакономерное соотношение «вертикальных» и «горизонтальных» связей в дифференциации правовой системы.

Содержание и формы права.

Диалектическое единство содержании и форма права.

Диалектика естественного и позитивного права.

Диалектика объективного и субъективного в праве.

Внутренние связи общих и отраслевых прав.

Определяющая роль содержание права и относительная самостоятельность форм права.

Методологическое значение познания содержания и форма в праве.

Диалектика содержания и форма в уголовном праве.

Система и структура в праве.

Уровни системности в праве. Место упорядочности в структуре праве.

Значение в законодательной технике системно-структурного похода к праву. ТЕМА-4. ДЕТЕРМИНАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО БЫТИЯ. Детерминационные взаимодействия права.

Концепция правового детерминизма.

Правовой детерминизм как принцип правопознания.

Правовой детерминизм как составной части правовой диалектики.

Причина и следствие в праве.

Диалектика взаимозависимости причина следствие в праве.

Правовая причинность как момент закономерных общих связей в правовой действительности.

Момент передачи информации.

Разнообразность причинных связей в праве.

Причинность и целесообразность в праве.

Критика марксистских, идеалистических и метафизических воззрений о причинности.

Методологические значение принципа правовой причинности для правовой теории и практике.

Необходимость и случайность в праве, и их своеобразие.

Момент обязательности в правовой необходимости.

Случайные правовые явления как формы проявления и дополнения правовой необходимости.

Причинная обусловленность правовых случайных явлений.

Критика идеалистических и антидиалектических воззрений о правовой необходимости и случайности.

Методологическое значение изучения необходимых и случайных связей права для теории и практики.

Диалектика возможности и действительности в праве.

Правовая возможность как момент развития правовой действительности.

Правовая действительность как проявление правовых возможностей.

Диалектика возможности и действительности в праве.

Разнообразности правовых возможностей.

Момент вероятности в правовой действительности.

Переход возрастания от субъективного права к объективному праву. Роль субъективных факторов в превращении правовых возможностей к правовой действительности.

Значение познания диалектики возможности и действительности в праве для теории и практики.

Детерминационные взаимодействие в уголовном праве. ТЕМА-5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОГО БЫТИЯ. Корреляционно-функциональное место правовой жизни в системе обществе.

Потребность правового регулирования сферы общественной жизни - материальной, социальной, политико-правовой и духовной.

Общность и различие философского анализа права от легистического, т.е. анализа её в системе функционирования общественных норм.

Определяющей роли социальной основы закона в системе корреляционно – функциональных законов и его возникновение и функционирование как фактор и предполагающая связь существования прав человека.

Проявления закона социальной основы как созидателя и носителя-субъекта права.

Человек, его общности и права.

Проблемы познания моментов правового в политической жизни.

Зависимость правового регулирования политической жизни от закона субстанционального опережающего кругооборота политический культуры как ядро политической жизни.

Взаимодействие государства и права.

Основные части правового государство.

Основная часть материальной жизни: зависимость от юридического регулирования хозяйственной жизни от закон субстанционального опережающего кругооборота хозяйственной культуры.

Важная часть материальной жизни: зависимость правового регулирования экожизни от закона субстанционального опережающего кругооборота экокультуры.

Духовная жизнь: зависимость правового регулирования религиозной жизни от субстанциональных законов существования религиозной культуры.

Функциональное взаимодействия морали и право.

Функционирование юридических основ эстетической и научной жизни, системы обучения – воспитания и средств информации. ЧАСТЬ 4. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ ТЕМА-1. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И ПУТИ ПОЗНАНИЯ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Правовая гносеология и её аспекты.

Правовая гносеология и аксиология как составные части философии права.

Диалектический путь познания права.

Истинность и достоверность в праве. Идея, проблема, гипотеза, теория, научное предвидение как формы научного познания права.

Взаимоотношение диалектики, философских и частных методов в юридических науках.

Самостоятельные и несамостоятельные методы научного познания права.

Юридико-технические методы, методы созидания права и методы применения права.

Правовая концепция об общем интересе основа аксиологического подхода к праву.

Естественно-правовая и юридико-либертарная аксиология.

Диалектический путь познания правовых ценностей как определения свойств правовых явлений.

Проявление ценностей правовых явлений через эффективность правовых явлений.

Критерии эффективности права и общие условия его функционирования. ТЕМА-2. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ: КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ. Конкретно-социологические исследования права как составная часть юриспруденции.

Разделение на две части программ конкретно-социологических исследований.

Методологическая часть программ исследавания.

Разработка концепции исследования.

Интерпретация основных понятий.

Гипотеза исследования.

Процедурная часть программ исследования.

Разведывательный, описательный и экспериментальный план.

Классификация методов.

Требования проверяющий истинности процедуры.

Методы собрания эмпирических данных. Метод наблюдения и её виды.

Качественный и количественный анализ.

Использование от статических данных.

Изучение документов.

Социологический анализ юридических документов, судебной практики, неюридических документов, художественной литературы и документов прессы.

Количественный анализ документов. Метод опроса. Выбор - это проведение опроса по выбранному исследуемому объекту.

Составление анкет и техника её распространения.

Интервью и её виды.

Методы анализа эмпирических фактов.

Классификация эмпирических данных.

Анализ количественных данных.

Анализ естественных данных.

Разделение данных на простые и сложные группы.

Важность определения упорядочности в классификации.

Методы анализа эмпирических зависимостей.

Функциональный тип зависимостей.

Статический тип зависимостей.

Принципы совместного появления событий и ковариации.

Коэффициенты корреляции.

Составление диаграммы.

Дисперсионный анализ.

Эксперимент.

Эксперимент разработки законов.

Лабораторный эксперимент.

Проверка гипотез.

Моделирование.

Причинное, структурное и гипотетическое объяснение.

Научное и практическое значение социологических исследований в юриспруденции. III. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ИЛИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, РАСЧЕТНО - ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ (РЕФЕРАТ), КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) 3.1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. 1. Предмет, структура и функции философии права. 2. Философские корни правовых взглядов в древности и средневековье. 3. Первоначальные философские корни понимания права в новое время. 4. Философско - методологические основы понимания права в новейшее время (ХХ век). 5. Диалектико-культурное понимание истории как новая социально-философская методология исследования права. 6. Сущность права: правовая культура как ядро правовой жизни. 7. Структура правовой жизни (бытия): системаобразующие субстанциональные элементы правового бытия. 8. Субстанциональные законы развития правового бытия. 9. Универсальное взаимодействие правового бытия. 10. Структурные взаимодействия правового бытия. 11. Детерминационные взаимодействия правового бытия. 12. Закономерности и функционирования правового бытия. 13. Правовая гносеология и диалектический путь познания правовых ценностей. 14. Правовая гносеология: конкретно-социологические исследования в юриспруденции. 3.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ (КОНТРОЛЬНЫХ) КУРСОВЫХ ЗАДАНИЙ. 1. Общность и различие между юридической социологией нормативизма и «живое право». 2. Правовая культура как ядро правовой жизни. 3. Различие диалектико-культурного понимания права от его материалистического понимания. 4. Качественные свойства права и диалектическая связь между ними. 5. Проблема критериев права. 6. Уровни методологии познания права. 7. Сущность диалектического понимания права. 8. Структура правового бытия. 9. Правовая практика и её место в познании права. 10. Диалектика объективного и субъективного в праве. 11. Правовая действительность как способ существования правового бытия. 12. Правовая потребность как мотив возникновения правового бытия. 13. Человек и его общности как главный субстанциональный элемент правового бытия. 14. Верховенство корреляционно-функциональных законов общества в правовой жизни. 15. Своеобразие проявления субстанциональных законов развития общества в правовой жизни. 16. Функционирования результатов правотворчество как источник и средства в правовой жизни. 17. Проявление закона взаимного перехода количественных и качественных изменений в законе субстанциональной целостности правового бытия. 18. Проявления закона единства и борьба противоположностей в законе субстанциональном опережающем кругообороте правового бытия. 19. Закон возвышения правовых потребностей и направленность правового прогресса на основе отрицанияотрицания. 20. Диалектика сущности и явления в праве. 21. Диалектика всеобщего, общего и отдельного в праве. 22. Диалектика целое и части в праве. 23. Диалектика содержания и форма в праве. 24. Система и структура в праве. 25. Диалектика необходимости и случайности в праве. 26. Диалектика причины и следствия в праве. 27. Диалектика возможности и действительности в праве. 28. Кругооборот в хозяйственной жизни и функционирование хозяйственного права. 29. Субстанциональный кругооборот экожизни и функционирование экоправ. 30. Закон социальной основы и классификация прав человека. 31. Кругооборот в политической культуре и регулирование политической жизни. 32. Мораль и право, их диалектическое взаимодействие. 33. Религиозная жизнь и право. IV . ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО СЕМЕСТРАМ.

Семестр Трудоёмкость Распределение объёма учебной нагрузки по видам аудиторных занятий (в час) Самообразование
Всего Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары Курсовая работа
1-семестр 64 64 30 - - 24 - -
Всего: 64 64 30 - - 24 - -
V . КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ. 5.1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО СЕМЕСТРАМ
Семестр Вид контроля % Максимальный балл (100 %) Проходной балл (55%)
1-семестр Текущий 40 24,00 13,2
Промежуточный 30 18,00 9,9
Итоговый 30 18,00 9,9
Всего (текущий и промежуточный) 70 42,00 21,1
Всего (итоговый) 30 18,00 9,9
Всего 100 60,00 31,0
5.2 . ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Неудовлетворительно (меньше 55%) Удовлетворительный (55-70%) Хорошо (71-85%) Отлично (86-100%)
балл балл балл балл
min max min max min max min max
0,00 32,99 33,00 42,59 42,6 51,59 51,6 60,00
VI . ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
% Название занятий Лекция (час) Семинар (час)
1. КИРИШ. Предмет, структура и функция философии права. 2 2
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ КОРНЕЙ.
2. Философские корни правовых взглядов в древности и средневековье. 1 2
3. Первоначальные философские корни понимания права в новое время. 1 2
4. Философско-методологические основы понимания права в новейшее время (ХХ век). 2 2
5. Диалектико-культурное понимание истории возникшее в связи с деятельности И.А.Каримова как новая социально-философская методология исследования права. 4 4
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ
6. Сущность права: правовая культура как ядро правовой жизни.

Критерий правового

1 2
7. Структура правовой жизни (бытия): системаобразующие субстанциональные элементы правового бытия. 2 4
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРАВОВАЯ ДИАЛЕКТИКА.
8. Законы субстанционального развития правового бытия. 2 2
9. Универсальные взаимодействие правового бытия. 2 2
10. Структурные взаимодействие правового бытия. 2 2
11. Детерминационные взаимодействие правового бытия. 2 4
12. Закономерности функционирования правового бытия 2 4
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ.
13. Правовая гносеология и путь познания правовых ценностей. 1 2
14. Правовая гносеология: конкретно-социологические исследования в юриспруденции 2 4
Жами 26 38
7. ЛИТЕРАТУРА. 7.1.1. Конституция Республики Узбекистан. – Т. : «Ўзбекистон», 2003г. 7.1.2. Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. – Т.: «Ўзбекистон».1992г. 7.1.3. Каримов И.А. Наш путь – путь независимый государственности и прогресса. – Т.: «Ўзбекистон», 1994 г. 7.1.4. Каримов И.А. Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. – Т.: «Ўзбекистон», 1995г. 7.1.5. Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. – Т. «Ўзбекистон», 1995г. 7.1.6. Каримов И.А. Узбекистан на пороге ХХ1 века: угроза безопасности, условия и гарантия прогресса. – Т: «Ўзбекистон», 1997г. 7.1.7. Каримов И.А. Идеология – это объединяющий флаг науки, общества, государства. Т: «Ўзбекистон», 1998 г. 7.1.8. Каримов И.А. Миллий истиєлол мафкураси –халє эътиєоди ва буюк келажакка ишончдир («Фидокор» газетаси мухбири саволларига жавоблар).- Т:«Ўзбекистон», 2000 (на узбекском языке). 7.1.9. Каримов И.А. «Справедливость в приоритете закона». Доклад на VI-сессии второго созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан. «Народное слова» 30 августа 2001 года. 7.1.10. Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в ХХ1 век. –Т: «Узбекистан», 1999г. 7.2. Дополнительная литература 7.2.1. Абу Наср ал Фароби. «О взглядах жителей добродетельного города». – Т: « Шарє », 1997 (на узб. языке). 7.2.2. Азизхыжаев А.А. «Государственность и духовность» - Т: « Шарє », 1997 (на узб. языке). 7.2.3. Абдуллаев Е.В. Очерки культуры доисламской Центральной Азии: Религия, философия, право. – Т.: «Мир экономика и права». 1998г. 7.2.4. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования. – М.: «Сатут», 1999г. 7.2.5. Аристотель.

Политика. – М.: 1911г. 7.2.6. Абдухоликов С. Свобода совести: проблемы методологии. – Т.: «Фан», 1997г. (на узб. языке). 7.2.7. Абдухоликов С. Свобода совести и философия права // Жур. «Ѕаёт ва єонун» 1977 №11 (на узб.языке). 7.2.8. Абдухоликов С. Стиль мышления и свобода советы // Жур « Ѕаёт ва єонун ». 1977г. №12 (на узб. языке). 7.2.9. А бдухолиєов С. Философия права и юридическая социология // Жур. « Ѕаёт ва єонун ». 1999г. №5 (на узб. языке). 7.2.10. Абдухаликов С. Главный критерий развитии общества // Жур. «Тафаккур». 1998, №4 (на узб. языке). 7.2.11. Абдухоликов С. Философско-правовая методология совершенствования закона о свободе совести // Жур. «Єонун химоясида ». 1999 №23 (на узб. языке). 7.2.12. АбдухоликовС. Особенности методологических основ юридической политики и религии в Республики Узбекистан. // «Поиск». Научный журнал Министерства образования и науки Республики Казахстан. 2001. №2. 7.2.13. Абдухоликов С. Критика методологических основ исследования в области общественных наук. // Жур. Халє таълими . 2002. № 1 (на узб. языке). 7.2.14. Абдухоликов С. Правовое бытие: ее универсальные взаимодействие и религиознная жизнь. //Жур. « Ѕаёт ва єонун », 2002. №1. 7.2.15. Абдухоликов С. Социально - философская идеология независимости Узбекистана и история культуры.-Т.: «Научно-просветительская ассоциация интеллигенции Узбекистана», 1993 (на узб. языке). 7.2.16. Абдухолиєов С. Диалектико – культурное понимание истории. // Мустаєил Ўзбекистон: фалсафа фанларининг долзарб муаммолари. VII –Т.: «Фан», 2000 7.2.17. Абдухолиєов С. Проблемы методологии прав свободы совести граждан Республики Узбекистан.

Автореферат на соис. уч. ст. доктора философских наук.- Т: 2002. 7.2.18. Баскин Ю.Я. Очерки философии права.-М.: “Юрист”, 1998. 7.2.19. Беккериа Ч.О. О преступлениях и наказаниях.-М.: 1995. 7.2.20. Бобоев Щ . Амир Темур и его взгляды.-Т.: “Ўзбекистон”, 1992. 7.2.21. Власть и право.-М.: 1990. 7.2.22. Гаджиев К. Концепция гражданского общества. //Вопросы философии. 1991 г., №7. 7.2.23. Гегель Г.В.Ф. Философия право.-М.: 1990. 7.2.24. Гельвеций К.А. О человеке.-М.: 1998. 7.2.25. Даев В.Г. Взаимосвязь уголовного права и процесса.-Л.: 1982. 7.2.26. Гревцев Ю.И. Очерки теории социологии права.-СПб., 1996. 7.2.27. Желтова В.П. Экзистенциалисическая философия права.

Автореф. дисс. канд. филос. наук.-М.: 1969. 7.2.28. Жалолов А. Мустаєиллик масъулияти.-Т.: “Ўзбекистон”, 1996. 7.2.29. Жумаев Р.З. Политическая система Республики Узбекистан: становление и развитие.-Т.: “Фан”, 1996. 7.2.30. Зарипов С.З. Правовой механизм профилактики преступлений.-Т.: “Ўзбекистон”, 1990. 7.2.31. Исламов З.М. Общество.

Государство. Право.-Т.: “Адолат”, 2001. 7.2.32. История политических и правовых учений.-М.: “Юридическая литература”, 1998. 7.2.33. История политических и правовых учений. ИНФРА-М.: 1996. 7.2.34. Казимурчук В.П. Право и методы его изучения.-М.: “Юридическая литература”, 1965. 7.2.35. Кальман Кульчар.

Основы социологии права.-М.: “Прогресс”, 1981. 7.2.36. Кант И. Критика чистого разума.-М.: “Мысль”, 1994. 7.2.37. Карбонье Ж. Юридическая социология.-М.: “Прогресс”, 1986. 7.2.38. Кельзен Г. Общее учение о праве.-М.: 1987. 7.2.39. Керимов Д.А. Философские проблемы права.-М.: 1972. 7.2.40. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований.-М.: “Мысль”, 1986. 7.2.41. Керимов Д.А. Основы философии права.-М.: 1992. 7.2.42. Каракетов Ю., Усмоналиев М. Криминология.-Т.: 2001. 7.2.43. Козлов В.А. Проблемы метода и методологии в общей теории права.-Л.: 1989. 7.2.44. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права.-Л.: 1981. 7.2.45. Кокарев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательство и доказывание.-М.: 1985. 7.2.46. Конфуций.

Беседы и высказывания.-М.: “Наука”, 1985. 7.2.47. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права.-М.: “Юристь”, 1996. 7.2.48. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии.-М.: 1968. 7.2.49. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве.-М.: 1987. 7.2.50. Ли Д.А. Преступность как социальное явление.-М.: 1997. 7.2.51. Лукич Р. Методология права.-М.: “Прогресс”, 1981. 7.2.52. Малахов В.П. Философия права.-М.: “Академический проект”, 2002. 7.2.53. Малинова И.П. Философия правотворчества.-М.:1994. 7.2.54. Малинова И.П. Философия права (от метафизики конвенция герменевтике).-М.: 1996. 7.2.55. Марцев А.И. Диалектика и вопросы теории уголовного права.-Красноярск, 1990. .2.56. Маткаримова Г. Права женщин: миф и реальность.-Т.: 1998. 7.2.57. Миренский Б.А. Методологические основы и методы совершенствования законодательства. - Нукус: “Каракалпакистан”, 1990. 7.2.58. Методологические и теоретические проблемы юридической науки.-М.: 1986. 7.2.59. Методологические проблемы советской юридической науки.-М.: “Наука”, 1980. 7.2.60. Методологические проблемы юридической науки.-Киев: “Наукова думка”, 1990. 7.2.61. Методологические проблемы правоведения.-М.: 1994 г. 7.2.62. Монтеське Ш.О. О духе законов.-М.: “Юридическая литература”, 1979. 7.2.63. Муєимов З. Мовароуннаѕр фикѕ мактаби.-Самарєанд: “Зарафшон”, 1997. 7.2.64. Неновски Н. Право и ценность.-М.: 1987. 7.2.65. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность.-М.:1974. 7.2.66. Нерсесянц В.С. Гегелевская диалектика права: этатизм против тоталитаризма.// Вопросы философии.-1975, №11. 7.2.67. Нерсесянц В.С. Гегель.-М.: 1979. 7.2.68. Нерсесянц В.С. Философия права.-М.: “Норма”, 1998. 7.2.69. Нур Фарахат М. Юридический позитивизм (Критический анализ). Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук.-М. 1975. 7.2.70. Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права.-М.: 1989. 7.2.71. Одилєориев Ѕ.Т. Ўзбекистоннинг янги Конституцияси ва ѕокимиятлар бўлиниши принципи.-Т.: 1993. 7.2.72. Одилєориев Ѕ.Т. Ўзбекистон Республикасининг Єонун чиєариш жараёни.-Т.: “Адолат”, 1995. 7.2.73. Осипов И.Д. Философия преступления.-СП.: 2000. 7.2.74. Отахўжаев Ф.М. Никоѕ ва унинг ѕуєуєий тартибга солиниши.-Т.: “Ўзбекистон”, 1995. 7.2.75. Платон.

Государство.-М.: “Наука”, 1983. 7.2.76. Платон.

Законы.-М.: “Юридическая литература”, 1986. 7.2.77. Поздняков Э.А. Философия государства и права.-М.: 1995. 7.2.78. Поликарпова Е.В. Учение Канта о праве и государстве.

Автореф. Дисс. ...канд. филос. наук.-М.: 1973. 7.2.79. Поппер К. Открытое общество и его враги.-Т.1-2.-М.: 1992. 7.2.80. Право и идеология: проблемы исторических взаимосвязей. СП.-М. 1991. 7.2.81. Пўлатов Ѕ. Сизни яхши кўрар эдим, одамлар.-Т.: “Фан”, 1994. 7.2.82. Рахимов Ф. Щ . Теоретические и практические проблемы создания демократического правового государства в Республике Узбекистан.

Автореф. дисс. ...юрид. наук.-Т.: 2001. 7.2.83. Раѕмонєулов Ѕ.Р. Фуєаролик: ѕуєуєлар, эркинликлар, бурчлар.-Т.: “Ўзбекистон”, 1991. 7.2.84. Раѕмонєулов Ѕ.Р., Раѕманов А.Р. Права человека: история и современность.-Т.: 1998. 7.2.85. Рустамбоев М.Ѕ. Преступления против личности.-Т.: 1998. 7.2.86. Рустамбоев М.Ѕ., Абдухолиєов С. Ѕуєує методологияси: ѕуєуєни тушуниш бўйича изланишлар. (Жиноят ѕуєуєи фани ва виждон эркинлиги ѕуєуєлари асосида). 1-китоб.-Т.: 2003. 7.2.87. Рустамбоев М.Ѕ., Абдухолиєов С. Ѕуєує методологияси: тарих ва ѕуєуєни диалектик маданий тушуниш асослари. (Жиноят ѕуєуєи фани ва виждон эркинлиги ѕуєуєлари асосида). 2-китоб.-Т.: 2003. 7.2.88. Саидов А., Таджихонов У., Тошєулов Ж. Мустаєиллик ва ѕуєуєий мафкура.Т: 1995. 7.2.89. Семитко А.П. Правовая культура общества: сущность, противоречия, прогресс.-Свердловск: “Урал”, 1990. 7.2.90. Старченко А. Философия права и принципы правосудия в США.-М.: “Высшая школа”, 1969. 7.2.91. Спридинов Л.И. Социология уголовного права.-М.: “Юридическая литература”, 1986. 7.2.92. Социальные отклонения.

оценка ущерба в Курске
оценка квартиры для наследства в Твери
кадастровая стоимость в Орле