Тема Судьбы в романах Пушкина

Пушкин вновь вернулся к замыслу о дворянине - пугачевце и в 1833 году составил новый план. В первых числах февраля 1833 года Пушкин обращается с просьбой к военному министру А.И.Чернышеву разрешить ему познакомиться в архивах военного министерства с документами второй половины XVIII века.

Первые материалы из канцелярии Чернышева Пушкин получил в конце февраля.

Изучение их позволило внести существенные изменения в замысел романа о дворянине пугачевце. К 22 мая он уже закончил ее черновой вариант. В июле Пушкин попросил разрешение выехать в Казанскую и Оренбургскую губернии, мотивируя свою просьбу желанием ознакомиться с местами, которые должны быть описаны в подготавливаемом им романе. 7 августа поездка была разрешена, И Пушкин получил четырехмесячный отпуск. 18 августа он выехал в Петербург. 1 октября, после посещения Казанской и Оренбургской губернии, Пушкин прибыл в Болдино, где и завершил свою работу над «Историей Пугачева». Но и после этого Пушкин не приступил к написанию романа.

Только через год, в октябре-ноябре 1834 года, или даже 1834-1835 годах, Пушкин записывает новый план романа. В этом плане совершенно снята проблема перехода дворянина-офицера на сторону Пугачева. За ним сохранилась лишь функция свидетеля.

Некоторые из названных в плане событий уже довольно близки к «Капитанской дочке». Композиция романа построена исключительно симметрично.

Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью.

Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь жениха. Но интересна во всем этом роль случая, судьбы! C того времени как Гринев попадает на службу в Оренбург, жизнь провинциального дворянина смыкается с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике В. Скота, так и о законах построения русской волшебной сказки. В открытом поле Гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который выводит заблудившихся путников к жилью.

Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым. Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Гринева и поворотов его судьбы. Попав в Белгородскую крепость в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронева, 18-летнюю Машу и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, прибывает в отчаянии. (Естественно, Маша, в конце концов, поселится у родителей Гринева, а Швабрин перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя злого гения). Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельевича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца и милует барчука за минуту до смерти. (Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком), мало того отпускает на все четыре стороны.

Отправившись в Оренбург, дабы поторопить освобождение белгородской крепости, Гринев случайно узнает, что Маша, спрятанная белгородской попадьей, теперь в руках предателя Швабрина. Петр Андреевич пытается уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости.

Получив отказ, он самостоятельно отправляется в пугачевское логово.

Попадает в засаду и случайно остается жив.

Причем Гринев случайно оказывается в руках Пугачева именно в тот момент, когда тот прибывает в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белогородову не удается «попытать» дворянина.

Пугачев тронут рассказом о девушке насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогородскую крепость, и даже узнав, что Маша-дворянка, невеста Гринева, не меняет своего милостивого решения.

Больше того, полушутливо предлагает поженить и готов принять на себя обязанности посаженного отца (так случайно сбывается сон Гринева, который привиделся ему сразу после бурана). Отпущенные Пугачевым, Гринев, Маша, Савельевич попадают в засаду правительственных войск (сюжетная вариация на тему эпизода с пугачевцами); случайно командиром отряда оказывается Зурин, которому Гринев еще по пути к месту службы до бурана, проиграл сто рублей « на бильярде». Отправив Машу в отцовское имение, Петруша остается в отряде после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина и не может отвести от себя обвинение, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу. Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском селе; случайно не узнает царицу и простодушно рассказывает обо всем.

Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова.

Случайно Гринев присутствует на казни Пугачева.

Случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которой скрывается сам Пушкин. Тема судьбы прослеживается, как мне кажется, следующим образом: - во-первых, стечение случайных обстоятельств в жизни героев - во-вторых, судьба представлена, как некая стихия, природная или историческая, здесь эту роль природной судьбы выполняет метель.

Метель (метель)- смятение, мятеж, смута; волнения переживания, испуг, страх. Эта самая метель у Пушкина - прозаика - и станет судьбоносной для Петра Гринева. Это та самая метель, которая показывает читателю, что в данный момент мир находится в состоянии метели, ясно одно: заблудившемуся путнику не миновать беды. Что или кто там виднеется в дали? Божий храм, как в повести «Метель»? Нет «волк или человек», «пень или волк». Пушкинский мотив в метели как литературная традиция появляется «в произведениях писателей XIX, XX веков. (Блок «Двенадцать», Булгаков «Белая гвардия», Пастернак «Доктор Живаго»). Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали «Что там в поле?» «Кто не знает? Пень иль волк?». Пушкин «Бесы» - в-третьих, немало важна роль вещего снапредсказателя судьбы. Сон Петра Гринева (глава Вожатый)- вещий, пророческий сон весь трагизм дальнейших событий. «Мужик с черной бородой» размахивающий топором,- предвестник кровавых расправ Пугачева, и тот же мужик, ласково зовущий под свое благословение,- быть может, добрый знак для самого Гринева.

Пугачев сыграл спасительную роль в судьбе Гринева, проявляя «государеву» милость так же, как Екатерина II проявила милость к его дальнейшей судьбе.

Пугачев тоже вовлечен в тот круг добра, о котором постоянно напоминает автор романа.

Светлая вера Пушкина в добродетель человека способствовала тому, что Пугачев в романе показан противоречиво, несколько идеализированно.

Поступки его непредсказуемы: добро и зло, злодеяние и милость. Мы можем себе задать вопрос! «Почему, жестоко расправившись с комендантом крепости, его женой, со всеми, кто не присягнул «государю», Пугачев проявляет явную благосклонность к Гриневу?». Мятежника в офицере поразила смелость, верность дому, его страстное желание защитить возлюбленную, пусть даже ценой собственной смерти, его подверженность сердечному влечению, а не рассудку - все те качества, которых не было у самого Пугачева. Из метели появится Пугачев, мятежный характер раскрыт в романе: метель положила определенную трагическую предрешимость судьбы. Таким образом, судьба Гринева соотнесена с изображаемыми историческими событиями: подавление пугачевского бунта в России.

Характер героя дается через призму восприятия или фигуры Пугачева от их первой встречи в дороге во время бурана и до последнего кивка головой Гриневу с Лобного места на красной площади.

Пугачев играет в судьбе Гринева и его любимой Маши Мироновой огромную роль, не однажды спасая обоих от смерти.

Великодушное отношение Пугачева к Гриневу не может не расположить доброго и отзывчивого молодого человека. «Ты мой благодетель»- говорит Гринев в минуту эмоционального порыва. Но в основе отношения Петра Гринева к Пугачеву лежит не благодарность, а бескорыстная искренняя симпатия (впрочем, взаимная). И Гренев, классический враг Пугачева, не может не признать его обаяние: «Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему». Пушкин видит роковую неизбежность борьбы, понимает историческую обоснованность крестьянского восстания, отказывается видеть в его руководителях «злодеев». Но он не видит пути, который от идей и действий любого из борющихся лагерей вел бы к тому обществу человечности, братства и вдохновения, туманные контуры которого возникли в его сознании. В «Капитанской дочке» Пугачев наделен достаточной властью, чтобы самостоятельно и вопреки своим сподвижникам спасти и Гринева и Машу Миронову.

Пушкин начинает ценить в историческом деятеле способность проявить человеческую самостоятельность, не раствориться в поддерживающей его государственной бюрократии, законах, политической игре.

Прямое, без последующих звеньев, обращение Маши к Екатерине II, доступность и человечность, который не ставить между жизнью и собой мертвой фикции закона, независимость Пугачева от мнения своих «пьяниц», которые «не пощадили бы бедную девушку», обеспечивают счастливые развязки человеческих судеб. «Гринев - не рупор идей Пушкина. Он русский дворянин, человек XVII века, с печатью своей эпохи на челе. Но в нем есть нечто, что привлекает к нему симпатию автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью. В нем видны черты более высокой, более гуманной человеческой организации, выходящей за пределы его времени» . Отсвет пушкинской мечты о подлинно человеческих общественных отношениях падает на Гринева. В этом глубокое отличие Гринева от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени.

Гринев у пугачевцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь врага, у правительства - как друг Пугачева. Он не «пришелся» ни к одному лагерю.

Швабрин - к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками (дуэль), с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугой Пугачева.

Швабрин морально ниже, чем рядовой дворянин Зурин, который, воспитанный в кругу сословных представлений, не чувствует их бесчеловечность, но служит тому, в справедливость чего верить. Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы подняться над «жестоким веком», а сохранить в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей. Таким образом, в романе «Капитанская дочь» Пушкин показывает как бы стихия, случайность, сон, не вмешивались в судьбу - человек сам творец своей судьбы.

Макагоренко - Пушкин - Москва 1995 c.15 Пушкин собрание сочинения.

Москва - 1949 c.560 Пушкин собрание сочинения.

экспертиза мотоцикла в Туле
оценка стоимости лицензии в Липецке
оценка машин для наследства в Белгороде