Тенденции развития рынка компьютерной графики и анимации

Единственная проблема, связанная с применением этой видеосистемы, заключается в отсутствии на сегодняшний день специального ПО, которое обеспечило бы выполнение всего спектра операций с видеосигналами и сделало ненужным монтажное оборудование, загромождающее современные студии.

Начались поставки платы сжатия CosmoComprress, ориентированной на обработку данных произвольного типа и обеспечивающей наиболее высокое качество при операциях с видео.О создании ПО для подготовки конечной видеопродукции с использованием новой платы объявила компания Avidодин из ведущих производителей программных средств данной категории для платформы - 4 - Macintosh. Плату CosmoCompress станет поддерживать её пакет Media Suite, который предполагается поставлять вместе с графическими станциями от SGI. Посетителям SIGGRAPH`94 впервые была продемонстрирована возможность работы на станциях ONYX с несжатой видеоинформацией в реальном времени: соответствующие системы были размещены на стендах компаний Parallax Graphics, kodak и Aurora Systems. Устанавливаемая на этих компьютерах ОС IRIX допускает организацию такой файловой системы, в которой разные части одного и того же файла могут храниться на различных накопителях и считываться параллельно.

Одновременная работа с четырьмя контроллерами Fast/Wide SCSI- 2, каждый из которых обслуживал матрицу дисков производства фирмы Ciprico, позволил при операциях обмена с накопителями достичь общей пропускной способности 80 Мбайт/с, а именно эта характеристика определяет возможность оперирования несжатыми видеоданными в реальном времени. Новая технология поддерживает работу с несжатым видео в стандартах NTSC и PAL и, что ещё важнее, открывает перспективу манипулирования несжатой видеоинформацией, записанной с разрешением кинокадров. На SIGGRAPH`94 фирма Ciprico представила также новую матрицу дисков (Model 68000) со скоростью ввода/вывода данных 19 Мбайт/с.

Другую категорию устройств, предназначенных для выполнения разнообразных операций с несжатым видео без потери качества, образуют диск-рекодеры. Один из ведущих производителей оборудования этой - фирма Abekas Video Systems - продемонстрировала систему Discus стоимостью 20 тыс. долл., обеспечивающую обработку 30 с непрерывного видео. По сравнению с предыдущей моделью А65 новое устройство имеет ряд дополнительных функций, в частности предусмотрена возможность вывода аналогового сигнала, а кроме того, оптимизирована передача данных для сетей с протоколом TCP/IP, что почти в три раза повысило скорость обмена. И все-таки главной неожиданностью явился диск-рекодер фирмы Hewlett-Packard, предоставляющий в базовой конфигурации возможность работать с 3 мин. 'живого' видео, причём за счёт добавления обычных накопителей на жёстких дисках, обслужива- - 5 - емых контроллером SCSI, этот показатель может быть увеличен в четыре раза.

Очевидно, что при стоимости 38 тыс. долл. с точки зрения отношения цена/производительность описываемое устройство имеет явное преимущество перед диск-рекодерами от Abekas. К тому же в модели производства HP поддерживается интерфейс Fast/Wide SCSI-2. Её другой сильной стороной является использование интерфейса IEEE 422, допускающего сопряжение с любым монтажным оборудованием. Для стандартных операций обслуживания диск-рекодера в компьютер необходимо установить адаптер сети Ehternet и TCP/IP; дополнительного ПО при этом не требуется.

Однако интерактивная работа с этим устройством как с обычным магнитофоном предполагает наличие специального программного драйвера.

Говоря об аппаратных средствах компьютерной графики следует упомянуть также новый монитор производства SONY с прямоугольным экраном и разрешающей способностью 1900*1024 точек, а также продемонстрированный этой же фирмой видеомонитор в стандарте HDTV. Подводя итог обзору аппаратного обеспечения класса high-end, следует подчеркнуть явное доминирование платформы SGI. Несмотря на наличие отдельных разработок у других известных производителей (IBM, DEC), господство компании Silicon Graphics в данном секторе рынка остаётся незыблемым. Об этом свидетельствует постоянный рост объёмов продаж продукции фирмы, который, в 1993 г. составил 36% (по отношению к 1992 г.). Тем не менее Silicon Graphics стремиться распространить своё влияние и на другие области вычислительной индустрии, выпуская серверы для локальных сетей, а также предлагая решения для САПР. _2. Программное обеспечение для платформы SGI Отмеченная расстановка сил на рынке графических рабочих станций находит своё отражение и в секторе программного обеспечения.

Налицо тенденция переноса лучших графических и анимационных пакетов на платформу SGI. Одновременно на SIGGRAPH`94 выявилось ослабление позиций некоторых других платформ, и в первую очередь компьютеров Macintosh. Указанный процесс затронул даже такую область, как нас- - 6 - тольные издательские системы, ещё недавно казавшуюся неделимой 'вотчиной' компании Apple. В качестве альтернативы компьютерам этой фирмы сегодня выступают станции Indy, оснащённые 24-разрядной графической подсистемой. Они обладают лучшим соотношением цена/производительность, хотя и дороже моделей, выпускаемых Apple (их стоимость в базовой конфигурации составляет 12 тыс. долл.). Компания Adobe Systems перенесла на платформу SGI редактор двумерных изображений Photoshop 2.5, поддерживающий технологию цветоделения и до настоящего времени являющийся самым популярным графическим пакетом на компьютерах Macintosh, а также предпоследнюю редакцию программы-конструктора изображений Illustrator. При этом возможность запуска названных приложений на станциях от SGI достигнута не за счёт применения технологии эмуляции, а путём непосредственного переписывания исходного кода. Это позволило обеспечить высокую производительность данных программ, а также добавить в них ряд функций, отсутствовавших в вариантах для компьютеров Macintosh. Программное обеспечение для настольных издательских систем в скором времени можно будет приобрести непосредственно в Steepler Graphics Group или в подразделении фирмы 'Стиплер'-компании 'Апостроф'. На платформу SGI переносится монтажное ПО, а также системы для подготовки высококачественной видеопродукции.

Характерным примером здесь является корпорация Avid Technology, долгое время предлагавшая ПО только для компьютеров Macintosh. Её система нелинейного монтажа Media Suite обеспечивает высокую гибкость при работе с видеоданными, сброшенными на диск, позволяя подвергать их всевозможным преобразованиям, в частности переставлять отдельные части, встраивать графические и анимационные фрагменты при сбросе видеопродукции на внешнее устройство, добавлять в последовательность кадров различные программируемые видеоэффекты.(Представители компании сообщили также о намерении к концу года перенести ПО Media Suite на платформу Intel.) Компания Wavefront Technologies, ведущий производитель ПО компьютерной анимации для станций с RISC-процессорами, продемонстрировала новые версии программных модулей Dynamation (интерактивное моделирование трёхмерных объектов и - 7 - их динамики) и Comproser (подготовка выходной видеопродукции). Пакет трёхмерной анимации Explore, разработанный специалистами фирмы TDI, впервые был представлен под маркой Wavefront. Огромный интерес к высокопроизводительным системам компьютерной графики и анимации был проявлен представителями игровой индустрии. В этом отношении широкой популярностью пользуется ПО GameWare, предлагаемое компанией Wavefront, при помощи которого уже реализовано несколько проектов.

Выставка лишний раз подтвердила лидирующее положение Wavefront Technologies в области программных средств для RISC-станций. В некоторых областях рынка ПО компьютерной графики конкуренцию ей может составить, пожалуй, лишь фирма Alias Research. В тоже время обнаружились первые косвенные признаки ослабления позиций Softimage, до последнего времени являвшейся одним из ведущих поставщиков анимационного ПО. Как известно, в 1994 г. эта фирма была приобретена корпорацией Microsoft, хотя её название и торговая марка остались прежними.

Наблюдая за деятельностью Microsoft в последние годы, вряд ли кто рискнёт предположить заинтересованность компании в развитии своей активности на довольно ограниченном рынке средств компьютерной анимации.

Скорее всего, поглощение SoftImage преследовало цель заимствовать интерактивный пользовательский интерфейс, реализованный в её программных продуктах, для ОС Windows NT, которую Microsoft преподносит в качестве реальной альтернативы системе Unix. _ 3.Платформа Intel ПК с процессором Intel продолжает оставаться наиболее распространённой платформой в сфере компьютерной графики и анимации.

Главным событием, имеющим к ней непосредственное отношение, стала демонстрация компанией Autodesk четвёртой версии программы 3D Studio - самого популярного ПО профессиональной трёхмерной анимации и визуализации для ПК (на сегодняшний день во всём мире продано более 55 тыс. копий данного продукта). При разработке очередной версии фирма осталась верна - 8 - своей стратегии превращения данного пакета в высококачественную систему, по функциональным возможностям приближающуюся к уровню ПО для RISC-платформ. На этот раз в ядро пакета были встроены сплайн-моделер, интерпретатор языка написания сценариев, средства точного совмещения объектов с фоном, функции инверсной кинематики. Кроме того, пополнен набор поставляемых в комплекте с 3D Stadio модулей обработки изображений (IPAS-процессов) и добавлена поддержка языка управления печатью Encapssulated PostScript. Сегодня 3D Studio рассматривается как своеобразная среда для подготовки анимационной продукции, ориентируясь на которую независемые производители создают собственные продукты.

Разработки в данной области продемонстрировали компании Yost Group и Schreiber Instruments. Пакет IPAS-процессов, предлагаемый Yost Group, позволяет, в частности, имитировать природные явления (пламя,дым,туман) и выполнять скиннинг - 'обтягивание кожей' одного или группы иерархически связанных объектов.

Компания Schreiber представила IPAS-процессы, связанные с реализацией в среде 3D Studio технологии инверсной кинематики, и демонстрировала своё ПО вместе с аппаратным комплексом MotionCapture (производства Ascension Technology) на стенде фирмы Autodesk. Несмотря на сегодняшнюю популярность пакета 3D Studio на рынке анимационного ПО, будущее его производителя не представляется столь уж безоблачным. На SIGGRAPH`94 можно было увидеть с десяток высококачественных пакетов моделирования, анимации и просчёта для ПК, способных в ближайшее время составить достойную конкуренцию детищу Autodesk. Среди представленных на выставке программ для платформы Intel выделяется считавшийся лучшей разработкой для компьютеров Amiga пакет трёхмерной графики Light-wave компании NewTek. StrataVision, одна из наиболее удачных программ трёхмерной графики для компьютеров Macintosh, выпускаемая фирмой Strata, теперь тоже может выполняться на ПК. Из других продуктов следует упомянуть новую версию программы Playmation (отныне называемой Animation Master) компании Hash, пакет Real 3D2.4 производства RealSoft, а также ПО TrueSpace фирмы Caligari. - 9 - Говоря о современной распространённости 3D Studio на рынке анимационного ПО для ПК, следует признать, что ей в немалой степени способствует стремительное расширение разработчиком возможностей своего продукта, включение в него некоторых функций, которые совсем недавно считались прерогативой программ для графических станций с RISC-процессорами, открытость системы, стимулирующая выпуск дополнительных модулей независимыми разработчиками, а также удобный пользовательский интерфейс, заметно облегчающий освоение пакета. И тем не менее даже сегодня, после появления версии 4.0, можно указать несколько своего рода 'точек роста', которые будут способствовать возникновению и развитию конкурирующих программных решений. Так, до сих пор в среде 3D Studio не внедрена технология просчёта хода лучей (ray-tracing) при построении отдельных сцен, недостаточно полно реализована работа с текстурами, ограничен спектр имеющихся средств моделирования объектов, есть что развивать и в области средств самой анимации.

Наконец, интерфейс 3D Studio только выиграл бы от ликвидации той жёсткой модульности, которая характерна для уже появившихся версий пакета. Остаётся открытым вопрос о его переносе в среду Windows NT: пока никаких планов на этот счёт фирма не обнародовала.

Выпуск в этом году компанией Truevision платы сжатия видеоданных Tagra 2000 стимулировал появление систем нелинейного монтажа и для платформы Intel. Так, помимо уже поставлявшейся программы Premiere фирмы Adobe Systems посетителям выставки было показано ПО Primetime производства корпорации Editing Machines (EMC). Эта фирма поставляет готовые монтажные комплексы, включающие ПК с платой Targa 2000 и соотвествующее ПО. В области редакторов двумерных изображений огромный интерес во время проведения выставки вызвали демонстрации бетта-версии программы Painter 3.0 компании Fractal Design, обладающей рядом новых функциональных возможностей.

Прежде всего, расширение Х2, предназначенное для манипулирования объектами и ранее поставляющееся отдельно, полностью включено в состав пакета. В результате пользователи получат возможность ограниченного перехода от растровой к растрово-объектной технологии работы с изображениями. Во-вторых, отныне программа - 10 - Painter ориентирована не только на редактирование статичных изображений, но и на выполнения различных операций с анимациями и последовательностями кадров. Так, видеоданные, записанные в форматах AVI или FLI/FLC, могут быть разбиты на отдельные файлы, а затем считаны в среде Painter для применения к ним спецэффектов.

Наконец, одним из наиболее впечатляющих нововведений стала функция присвоения кистям последовательностей образов, позволяющая получать на рисунке цепочки сменяющих друг друга изображений.

оценка аренды земли в Орле
оценка рыночной стоимости жилой недвижимости в Калуге
оценка квартиры в новостройке в Туле